Итоговое занятие по экологии по теме "Золотая осень"
Воспитатель Бевз Екатерина Анатольевна
Программные задачи:
· Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
· Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
· Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь
· Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам, По лесам, по полям. Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает заяц. Он приносит письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
Детский сад № 26 "Светлячок" детям группы №1
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра "Погода осенью"
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.
· Когда дует ветер - ветреная
· Холодно - холодная
· Пасмурно - пасмурная
· Сыро - сырая
· Хмуро - хмурая
· Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично: Вы правильно называете слова о погоде.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни, На дорогу упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая куст малины, В нитях белой паутины. |
Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река - Третья верная примета: Осень бродит близко где-то Ранним утром на поляны, Лягут белые туманы. А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просинь Значит, наступила осень. |
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Игра: Назови правильно
Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев - дети говорят название дерева).
Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?
(Ответы детей)
· Никогда бы не было коротких дней.
· Не смогли надеть осеннюю одежду.
· Не увидели золотую листву.
· Не наблюдали за цветными листьями.
· Не было бы листопада.
· Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
· Не успели бы улететь птицы на юг.
· Не было бы туманов.
· Не наблюдали бы за инеем.
· Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
· Не летали бы серебряные нити паутины.
· Не смогли бы поесть сладкой рябины.
· Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
· Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
· Не убирали бы богатый урожай в огородах.
· Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
· Не лил бы осенний моросящий дождь.
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Воспитатель: Каких птиц мы называем перелетными?
Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки, кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.
Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.
Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?
Дети: Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.
Воспитатель: Дети, вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых.
Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Воспитатель: Прекрасно. Я принесла необычный ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете. Подойдите, пожалуйста:.
Игра "Четвертый лишний"
1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).
2. Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)
3. Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)
4. Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)
5. Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами.
|