Рекомендации учителя -логопеда

 МДОУ "Детский сад № 26 "Светлячок"

                                                г. Котлас, Архангельская область

                    Рекомендации учителя -логопеда

 

 

Учитель-логопед: Манакова Наталья Сергеевна

                               Ховайло Любовь Николаевна

 

 

 

 

Рекомендации учителя -логопеда для родителей


     Использование пословиц и поговорок с целью развития речи детей

   Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребёнок успешно обучается родному языку. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.

В возрасте шести – семи лет у детей уже большой словарный запас, они проявляют интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы «почему?», «отчего?», «зачем?». Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. "Пословицы и поговорки заносят в ум детей ряд нравственных факторов, которые были бы мертвой буквой, если бы передавать их в отвлечённой форме", - писала российский педагог, стоявшая у истоков дошкольного образования в России, А. С. Симонович.

Пословицы и поговорки понятны взрослым, но не всегда понятны детям, поэтому задача воспитателей заключается в отборе народных изречений, которые соответствовали бы всем требованиям старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели употребляют пословицы, то и дети будут им подражать. Ребята в группе бывают разные: одни говорят очень хорошо, легко пересказывают, придумывают загадки и сказки; другие – имеют недостаточную речевую подготовку; одни любят слушать книги и знают пословицы и загадки, других - они не очень интересуют, ибо в отгадывании их и заучивании они испытывают трудности.

Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:

1. Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.

2. Понимать и объяснять их смысл.

3. Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.

Пословицы и поговорки нужно использовать к месту в режимных моментах, в играх и на занятиях, чтобы ребята постоянно их слышали.

Наиболее понятны детям пословицы и поговорки о маме; о природе; о родине; о дружбе.

Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и чётко характеризуют особенность каждого из них:

1. «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».

2. «Февраль богат снегом, а апрель водой».

3. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».

4. «Малая птичка соловей, а май знает».

Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об характерных чертах: заяц- труслив, волк- голоден, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая.

Рассматривая картины, придумывая рассказы, читая книги или просто проводя музыкальные и познавательные игры, можно вспомнить пословицы и поговорки о животных.

Однако, используя их, надо учитывать и возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, бедность семантики словаря детей. Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, будут осмыслено употреблять разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».

Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты. Беседуем о весне - звучит пословица: «В апреле земля греет»; гуляем, когда мороз на улице: «Береги свой нос в большой мороз». При работе над звуком «Ш» можно разучить поговорки на этот звук: «У хорошего хозяина нет плохой лошади», а при работе со звуком «С»: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой», «Холода не бойся, сам по пояс мойся».

Очень нравятся детям игры с пословицами. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Например:

1. Один в поле -------------------- (не воин).

2. Одна ласточка -----------------(весны не делает).

3. От горшка ----------------------(два вершка).

4. Отольются кошке-------------(мышкины слезы).

Наиболее сложны игры, в которых надо заменить в пословице неправильное  слово:

1. Аппетит проходит во время еды.

2. Город не тётка.

3. Готовь сени летом, а телегу зимой.

4. Машу маслом не испортишь

Или игры, в которых по определенным словам надо составить пословицу:

1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2. Семь, дитя, глаз, няньки.

3. Медведь, наступить, ухо.

4. Витя, быть, конец, веревочка, сколько.

Или ответить на вопрос пословицей или поговоркой:

1. Когда считают цыплят?

2. Чем долг красен?

3. Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?

4. Когда приходит аппетит?

Очень нравится ребятам рисовать по пословицам, например таким:

1. «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».

2. «Весна красна цветами, а лето плодами».

Но не все дети умеют хорошо рисовать, поэтому им легче изображать пословицы схематично. Используя схемы и рисунки в работе по заучиванию пословиц надо придерживаться следующих условий:

1. Изображение должно следовать содержанию, не нарушая ритма изложения.

2. Схематичное изображение должно быть понятным, четким, без дополнительных лишних элементов.

Очень нравится детям и разыгрывать пословицы (по типу их драматизации). Удачно ребята изображают такие пословицы, как: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок активизирует речь ребёнка, делает её ярче, эмоциональнее, образнее, вводит детей в сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи дошкольников и умению ясно сформулировать свою мысль.

  


 

     Особенности работы с загадками в детском саду

 

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей. Бесспорно, растёт информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает. Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание психологов, педагогов.

Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования познавательной активности детей.

Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.  Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

         Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

         Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.

        Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развиваются внимание, память становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными.

         У детей младшей группы ещё мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто педагог сам даёт ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно ещё раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и в следующий раз сами её отгадают.

        Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметы домашнего обихода, продуктах питания. Загадки могут иметь подсказку.

Голодная - мычит, сытая - жует,

Всем детям молоко даёт.

(Корова)

Кто нам песенку такую

Все время поёт: «Ку-ка-ре-ку!?»

(Петушок)

Длинный, зелёный,

Добрый солёный,

Вкусный и сырой.

Кто он такой?

(Огурец)

         Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта. Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.

         Детям средней группы педагог загадывает загадку, помогает отгадать и вместе с ними выясняет, что именно подсказало отгадку. В средней группе можно проводить развлечения на основе загадок.

         Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения.

         Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Скатерть белая весь мир накрыла.

(Снег)

Колючий клубок прибежал в садок.

(Ёж)

        Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды.

У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и её назначении.

            Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной.

       Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга.

       Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

(Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

Сам чёрный, и не ворон,

Есть рога, и не бык,

Шесть ног без копыт.

(Рогатый жук)

 

         При подборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

- соответствие тематики загадок воспитательным и образовательным задачам и жизненному опыту детей;

- полноту и конкретность характеристики предмета или явления;

- доступность языка и степени сложности художественного образа;

- тип логической задачи и характер умственной операции при отгадывании.

         Загадки широко используют на занятиях, как составную часть и на специальных занятиях на загадывание и отгадывание загадок, в бытовой и игровой деятельности.

Для закрепления знаний о характерных признаках предметов, их назначении, способы использования загадки - незаменимое средство.

          Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи детей: во время наблюдений, экскурсий, экскурсий-обзоров, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, дидактических игр.

         Загадки используют как приём, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений. Например, в младшей группе, перед наблюдением за рыбкой предлагается загадка:

Стеклянный дом на окне

С прозрачной водой,

С камнями и песком на дне,

И с рыбкой золотой.

(Аквариум)

Воспитатель спрашивает: «Кто узнал этот дом? Как он называется? Чей это дом? Кто в нём живёт? »

После того дети внимательно рассматривают рыбку и аквариум.

         Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.

         Экскурсию-обзор групповой комнаты целесообразно проводить с использованием загадок о предметах, которые есть в группе. Сначала - рассматривание предметов с вопросами: «Из чего сделаны предметы? Для чего они нужны? Чем они похожи или отличаются?» Затем - загадывание загадок о предметах (аквариум, часы, книги).

Очень всем нужна я -

И взрослым, и детям.

Всех я уму учу,

А сама всегда молчу.

(Книга)

        С загадки можно начать беседу о времени года:

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?

(Зимой)

        Загадки о книге, карандаше, можно использовать во время беседы о школе для закрепления знаний, уточнения представлений о вещах, нужных ученику:

В коробке покоятся

Зелёные, жёлтые, красные,

По бумаге проходили,

Цвета свои оставили.

Называются палочки эти

Цветные ... (Карандаши).

Снежные поля, черные грачи,

Хочешь умным быть – бери и учи.

(Буквы)

         Можно загадывать загадки о героях литературных произведений, диафильмов, мультфильмов.

Чаще всего загадывание и отгадывание загадок проводится в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».

Игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.

- Что идёт, не двигаясь с места?

(Время)

-Что это за штука, день и ночь стучит?

(Часы)

- Чёрная корова весь мир поборола.

(Ночь)

С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.

      Используются загадки и во время режимных процессов.

В раздевалке во время одевания или раздевания детей можно загадать загадки об одежде и обуви.

Сплели хлев на четверых овец,

А на пятую овцу отдельно.

(Рукавица)

В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:

Не зверь, а с ногами,

Не птица, а с перьями,

Не человек, а в одежде.

(Кровать с подушкой и одеялом)

Что с земли легко поднимешь,

Но далеко не закинешь?

(Перо)

          Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребёнка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

 

 


 

Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет

Мой Мизинчик, где ты был?

Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке

С Безымянным щи варил,

Разжимаем безымянный пальчик

А со Средним кашу ел, 

Разжимаем средний пальчик

С Указательным запел. 

Разжимаем указательный пальчик

А Большой меня встречал 
И конфетой угощал.

Разжимаем большой пальчик

Указательный на правой 
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
 
Безымянный ходит так,
 
А Мизинец стал играть:
 
Братьев слушать приглашать.
 
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
 

Разжимаем одноименные пальчики на правой руке

Раз-два-три-четыре пять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

 

Большой пальчик хочет спать, 

Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик.

Указательный - играть,

Зажимаем в кулачок указательный пальчик.

Средний пальчик задремал, 

Зажимаем в кулачок средний пальчик.

Безымянный уж устал. 

Зажимаем в кулачок безымянный пальчик.

Мизинчик всем кричит - "Ура!"

Зажимаем в кулачок мизинчик.

В детский сад идти пора!    

Сжимаем и разжимаем кулачок.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем.

Ваське-указке - воду носить,

Слегка потряхиваем указательный пальчик

Мишке-среднему - печку топить,

Слегка потряхиваем средний пальчик

Гришке-сиротке - кашу варить, 

Потряхиваем безымянный пальчик

А крошке-Тимошке - песенки петь.

Слегка потряхиваем мизинчик

Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
 
(Русская народная)
 

Хлопаем в ладоши

Сидит белка на тележке,

Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, 

Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,

Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому

Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому. 

Разгибаем мизинчик

                             

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаем каждый пальчик, начиная с большого

В домик спрятались опять.

Ударяем кулак о кулак

Раз, два, три, четыре, пять!

Ударяем кулак о кулак

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот пальчик - гриб нашел,

Сгибаем и разгибаем большой пальчик

Этот пальчик - чистит стол,

Сгибаем и разгибаем указательный пальчик

Этот - резал,

Сгибаем и разгибаем средний пальчик

Этот - ел. 

Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик

Ну, а этот лишь глядел!

Сгибаем и разгибаем мизинчик

Стала Маша гостей собирать.

Манящие движения кистей рук

Иван, приходи.

Сжимаем правой рукой подушечку большого пальца левой руки

Степан, приди. 

Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки

Андрей, приди. 

Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки

Матвей, приди.

Сжимаем подушечку безымянного пальца левой руки

И Егорушка, 

Сжимаем подушечку мизинчика левой руки

Ну, пожалуйста!

Потряхиваем мизинчик. 

Стала Маша гостей угощать.

Хлопаем в ладоши.

Ивану блин.

Сжимаем подушечку большого пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

Степану блин. 

Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

Андрею блин.

Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

Матвею блин.

Сжимаем подушечку безымянного пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

А Егорушке мятный пряничек!

Потряхиваем мизинчик и гладим раскрытую ладошку.

Стала Маша гостей провожать.

Хлопаем в ладоши.

Прощай, Иван!

Загибаем по очереди пальцы на левой руке. Так же играем с пальчиками правой руки.

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

До свидания, друг Егорушка!

                              

Дружно пальцы встали в ряд

Показываем ладони пальчиками вверх

Десять крепеньких ребят.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Эти два – всему указки 
Все покажут без подсказки.

Показываем указательные пальчики.

Эти – два середнячка 
Два здоровых бодрячка.

Показываем средние пальчики.

Ну, а эти безымянны 
Молчуны, всегда упрямы.

Показываем безымянные пальчики.

Два мизинца-коротышки 
Непоседы и плутишки.

Показываем мизинчики.

Пальцы главные средь них 
Два больших и удалых

Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки.

На моей руке пять пальцев, 
Пять хватальцев, пять держальцев.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Чтоб играть и чтоб пилить, 
Чтобы брать и чтоб дарить.
 
Их нетрудно сосчитать:

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Раз, два, три, четыре, пять!

Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого.

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,

Соединяем большие пальцы рук.

Два щенка: “Ав-ав!”,

Соединяем указательные пальцы рук.

Два жеребенка: “Иго-го!”,

Соединяем средние пальцы рук.

Два тигренка: “Р-р-р!”,

Соединяем безымянные пальцы рук.

Два быка: “Му!”.

Соединяем мизинцы.

Смотри, какие рога.

 

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому

Последовательно соединяем каждый пальчик с большим пальцем.

Указательный и средний,
Безымянный и последний
 
Сам мизинчик-малышок
 
Постучался об порог.

Слегка постучать подушечкой каждого пальца по столу.

Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
 

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Один, два, три, четыре, пять, 

Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Будем пальчики считать! 

Последовательно разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

На другой руке опять:

Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Один, два, три, четыре, пять! 

Соединяем безымянные пальцы рук.

Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.

Соединяем мизинцы.

 


 

  Общение в семье

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьёзной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребёнка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребёнком.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается всё меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребёнком. Как следствие всего этого – растущее число детей, “осчастливленных” собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые – от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причём громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать её? Дело в том, что речь, слышимая ребёнком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми младшего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способно обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия: включенность речи в активную деятельность ребёнка и индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере небезразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращённому к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причём в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Всё это может дать ребёнку только близкий взрослый.

  Речевые правила при общении с ребёнком:

1. Не заменять разговор с ребёнком языком “мам и нянь”, т. е. не говорить с ним с помощью различных “бу-бу” или “пи-пи”. Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребёнку, следует чётко и ясно произносить отдельные слова, добиваясь от него внятного произношения.

2. “Не понимать” автономных слов и невнятных вокализаций ребёнка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.

Серьёзным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребёнка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чём не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении всё делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребёнка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребёнка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестаёт обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребёнка вообще и речевое в частности.

В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа “Ку-ку” или “Сорока-ворона”. Всем предметным действиям следует по возможности придать “человеческий” характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и везти её в гараж, лечить обезьянку и т. д. Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. Если ребёнок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнёром. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребёнок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребёнка и привлечь его к содержательному общению.

Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребёнка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату – малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам – логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь – это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребёнка.

  


 

 

      Обогащаем словарный запас ребёнка

           

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

 Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Таким образом, можно определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду и дома:

1.Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.

3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

 Родителей следует расширять  словарный запас ребёнка в процессе  ознакомления его с предметами окружающего мира и явлениями общественной жизни. В разном возрасте это содержание знаний имеет свою специфику.

На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома.

 К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать (различать) одни группы предметов от других.  

На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах.

На 4-ом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно.

 В этом возрасте значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а так же пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также вкусовых ощущений.

На 5-ом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.

В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На 6-ом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности, а так же включают в словарь названия материалов и их предметов.

На 7-ом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов. Продолжается работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь.

Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

   

                                                                                                                                         Учитель-логопед: Ховайло Л.Н.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения