Страничка социального педагога

 МДОУ "Детский сад № 26 "Светлячок"

                                                г. Котлас, Архангельская область

                         Страничка социального педагога

 

 

06.03.2017  

Поощрение ребенка

 

Поощрение — это значит, что Вы должны учить детей тому, как нужно думать, а не только тому, что они должны думать.

            Дети должны учиться контролировать свое поведение в любой обстановке. Отвечать за него должны именно они, а не вы или кто-то еще. В этом состоит сущность доверия. Вы окажете детям доверие, если будете учить их, как нужно думать, а не что нужно думать. Они должны научиться думать о том, что они делают, какие решения, влияющие на поведение, принимают. Им следует понять, что поведение — результат выбора, и делать правильный выбор в их собственных интересах. Более того, это их обязанность. Вы не обязаны заставлять детей вести себя хорошо. Ваша работа — учить их принимать правильные решения, и вы делаете это, определяя варианты решений, последствия и вознаграждения за те или иные решения, а также, разумеется, воплощая их в жизнь.

Научите детей осознавать, что они делают выбор.

            Зачастую плохое поведение выражает потребность детей и подростков доказать свою силу и власть. Благодаря этому они ощущают, пусть даже временно, эмоциональную безопасность и считают, будто контролируют ситуацию. Цель работы с детьми — научить их чувствовать себя сильными, умелыми и эмоциональными, не причиняя боль себе и другим людям.

 Когда вы будете устанавливать систему правил, вам следует научить детей осознавать, что они делают выбор. Если вы позволите ребенку принимать решение, а не станете заставлять его вести себя хорошо, у него появится ощущение собственной власти, которое, на самом деле, и есть способность позаботиться о себе и принимать разумные решения.

Свобода думать и соглашаться не значит, что дети вольны делать все, что им заблагорассудится

            Не бойтесь, что, если вы позволите детям самим принимать решения и делать выбор, они не будут делать то, что вы от них хотите. Скорее, наоборот. Если вы приказываете им что-то делать, они, возможно, захотят показать вам, что не обязаны этого делать. Если вы предоставляете им право выбора и помогаете им понять, какие события последуют в том или ином случае, они, скорее всего, будут действовать в своих интересах.

            У детей должна быть возможность не согласиться с вами. Это не синоним вседозволенности. Так вы выразите ребенку свое доверие. Дети должны знать, что их мнения и решения важны и в том случае, если они не совпадают с вашими. Таким образом, это значит, что вы должны уважать их мнение, а они не всегда должны соглашаться или одобрять ваши мнения или идеи.

 Если ребенок имеет право не согласиться или выразить свои идеи, ему будет легче сделать это, если вы не будете обижаться на то, что они не согласились с вашими идеями и предложениями. Это не значит, что вы им не нравитесь. Но они хотят доказать что-то самим себе. Помните, что их потребность в независимости вполне нормальна, и под ее воздействием они сопротивляются авторитету. Они не всегда возражают против авторитета и вашего присутствия в их жизни, хотя, возможно, вам кажется, что это происходит очень часто.

            Но это не значит, что вы или они имеют право неуважительно выражать свое несогласие. Вы должны научить детей вежливо излагать свое мнение, если вы доверяете им право выбора.

            Конечно, иногда, особенно если речь идет о подростках, мы должны оберегать их от неправильного выбора, который может навредить им или нанести непоправимый урон. Но чем раньше они научатся принимать решения, тем менее вероятно, что они будут делать неправильный выбор, когда будут доказывать свою независимость.

            Иногда родители и даже педагоги забывают, что наша миссия — научить детей независимости. Мы должны научить их контролировать себя и правильно себя вести, но еще важнее — показать им, что им следует полагаться на свою внутреннюю силу, а не на нас или наше одобрение. Если поведение ребенка контролируется извне, он не будет вырабатывать самоконтроль и самостоятельность. Чтобы научить ребенка самоконтролю, сначала вам понадобится его контролировать, но обучение закончено только в том случае, если ребенок понимает, что у него есть возможность принимать хорошие решения и исправлять плохие.

Пусть дети учатся на своих ошибках.

            Дети учатся, когда делают не только правильный выбор, но и неправильный. Пусть они испытают на себе последствия своих решений. Не оберегайте их. Если вы будете это делать, то дети решат, будто в глубине души вы не верите, что они способны принять хорошее решение. Единственный способ показать, что решение и последствие связаны — позволить детям ощутить эти последствия.

            Если ребенок сделал неправильный выбор, вы можете помочь ему увидеть, что случилось и почему. Это не значит, что вы должны критиковать его или укорять. Критика не даст хороших результатов. Из-за нее люди недовольны собой. Гораздо эффективнее помочь им понять, как им следует вести себя в следующий раз. Пусть они лучше подумают о том, что они делают и что им следовало бы делать.

 Скажите ребенку: «Давай все взвесим. Может, тебе стоило поступить по-другому?» Поразительно, как редко детям задают этот вопрос! Помогите им самим представить последствия альтернативного решения. Разумеется, иногда они будут изображать недоумение и отвечать что-нибудь вроде: «Я не знаю». В таком случае вам следует помочь им осуществить мыслительный процесс. Для начала скажите: «Очевидно, этот способ тебе не помог, а значит, тебе нужно найти другое решение ситуации. Как ты считаешь, что это может быть? » Предположите: «Наверное, в следующий раз тебе стоит попробовать…» Иногда дети просто не могут придумать, что стоит сделать. Это намного лучше, чем укорять: «Думать надо было» или «Тебе не следовало этого делать». Ваша цель — помочь детям понять, что их действия влекут за собой некие последствия.

Подбадривайте детей, если они совершают ошибки.

            Мы все нуждаемся в подбадривании, и большинство из нас получают его намного меньше, чем нам требуется. И сильнее всего мы хотим услышать слова одобрения после того, как совершим ошибку. Даже если ребенок изо всех сил защищается и пытается снять с себя ответственность за совершенный проступок, ему будет легче, если вы подтвердите, что в следующий раз он поступит умнее. Вы можете сказать: «Ну разумеется, ты прав. Это не твоя вина. Уверен, ты больше не будешь так делать, потому что ты умный человек».

            Есть много способов поощрения. Чем способ проще, тем лучше. Иногда мы хотим приободрить ребенка, а заканчиваем тем, что читаем ему нравоучения. И он чувствует, что мы указываем им на неудачи, вместо того чтобы помочь поверить в себя.

            Очень часто, вместо того чтобы подбодрить ребенка, мы напоминаем ему о том, что у него не получилось, и объясняем, в чем было дело. Например: «Видишь, что случилось из-за того, что ты мало занимался?» Мы нацелены на решение проблемы и хотим, чтобы дети вели себя так же. Разумеется, очень важно научить их этому и показывать, что происходит и почему, но сначала мы должны их поддержать.

            Подумайте о том, что это значит, какие слова нужно использовать. Вы должны поощрить, приободрить ребенка. Чаще всего от нас просто требуется сказать: «Ты справишься». Всегда лучше приободрить ребенка, чем критиковать. Помните, быть ребенком нелегко. Нужно многому научиться, к тому же от тебя постоянно ждут, что ты будешь соответствовать стандарту. В общем, жизнь у ребенка трудная и не всегда приятная. Поощрение помогает вам и ребенку помнить о том, что возможно, а если вы будете помнить о позитивных возможностях, то шансы на успех возрастут. Это касается и вас, и ребенка.

Утешения и поощрения не должны заменять структуру.

            Одни взрослые часто критикуют детей, зато другие постоянно их подбадривают и стремятся понять, и это мешает детям усвоить, что их выбор влечет за собой некие результаты. Чаще всего так поступают взрослые, которые в детстве не получали достаточно ласки и внимания, и потому они стараются подарить своим воспитанникам то, чего им самим так сильно не хватало. Конечно, они желают им всего самого лучшего и боятся, что дети будут чувствовать боль и унижение из-за своих ошибок. Они не понимают, что если лишить детей возможности испытать последствия своих решений, они не сумеют стать сильнее и научиться стойкости.

            Одно из самых важных умений, которые мы должны преподать детям, состоит в способности мириться с разочарованием и преодолевать его. Чтобы добиться успеха, мы должны знать, как вдохновлять и утешать себя, потерпев неудачу. Самые известные спортсмены на пути к чемпионскому титулу проигрывали соревнования. Если человек не умеет справляться с неудачами и разочарованиями, он никогда не добьется успеха.

Учите детей самомотивации.

            Дети должны уметь падать, вставать, отряхиваться и продолжать движение, если они хотят достичь значительной цели. Учите детей быть упорными в достижении цели.

            Трудные дети по характеру очень нетерпеливы. Они не знают, как поощрять или утешать самого себя. Они часто наказывают себя или проецируют свой гнев на окружающих их людей и потому создают хаос. Побеседуйте с ними о том, как они разговаривают сами с собой, и научите их делать это позитивно. Расскажите им о том, что они должны хвалить себя и делать комплименты.

Чтобы научить их этому, вам необходимо подать пример.

Во-первых, вы должны подбадривать себя, если вы споткнетесь или сделаете ошибку, особенно если вы ошибаетесь, когда общаетесь с воспитанниками. Вы сами должны говорить с собой позитивно и ободряюще. Вы должны признать, что даже если в этот раз вы не так уж хорошо проявили себя в той или иной ситуации, то в следующий раз вы сделаете это лучше. Будьте добрее к себе, утешайте себя — и тогда вы научите этому детей.

 Во-вторых, вы должны подавать пример, подбадривая и утешая детей. Часто взрослые сосредоточены на том, чтобы дети вели себя правильно, были послушными, стремились к успеху, — и забывают, что детям необходимо многому научиться, чтобы вырасти и стать независимыми, и иногда этот процесс очень сложен.

 Если дети ведут себя глупо, неуклюже, терпят неудачу, принимают неправильное решение, вы должны научить их подбадривать себя. А для этого вам нужно сказать им что-нибудь ободряющее.

 Конечно, критиковать легче, чем вдохновлять. Если вы скажете: «Мне жаль, что так получилось, но все будет в порядке» или «Ты сделал все, что мог. В следующий раз у тебя получится», то ребенок получит утешение и одобрение. Фраза «Человеку свойственно ошибаться» научит ребенка быть упорнее и добрее к себе. Дети (и взрослые), которые любят себя, обычно добрее относятся к другим людям.

            Ваша энергичность в значительной мере зависит от того, как вы поощряете себя и своих воспитанников. Если дети чувствуют, что им доверяют принятие решений, связанных с их поведением, и исправление допущенных ошибок, от вас не потребуется тратить много сил на то, чтобы заставить их или убедить совершить правильный поступок.

 

 

22.12.2016  

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обра­тить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

 

16.11.2016  

Уголок уединения

Поведение, настроение ребёнка-дошкольника очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения: ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть.

Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций. К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество.

Наиболее распространённые это - детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.

Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения» («Уголка настроения»).

«Уголок уединения» - это место, где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.

Данная форма работы позволяет решить следующие задачи:

- организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

- создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе,

- предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы;

- облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня.

Особенности организации уголка уединения

Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета.

  1. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули.
  2. Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать).
  3. Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.

Оснащение уголка уединения

Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

  1. «Телефон»;
  2. Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани);
  3. Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
  4. Игрушки для снятия психического напряжения

Это могут быть: «Стаканчики для гнева», коробочка «Спрячь все плохое», «Коврик злости» «Коробка примирения», «Островок примирения», «Зеркало настроения», набор для настроения, массажные мячики, тактильные коврики, игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету) и другие. При правильной организации Уголка уединения, это место станет настоящим помощником взрослого, кроме того, поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

 

20.04.2016  

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

 

· О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи отмечают, что дети-лжецы обычно растут в семьях, где сами родители отличаются нечестностью.

· Многие думают, что, зная все о ребенке и о его делах (в т. ч. личной жизни) можно оградить ребенка от неприятностей. Конечно, каждый родитель должен располагать определенной информацией, но её объем зависит от возраста ребенка, т. е. родители должны четко различать, что им необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением независимости ребенка. Родители могут составить перечень проблем, в курсе которых им необходимо быть, например:

– кто друзья ребенка, каково их поведение;

– какие телепередачи смотрит ребенок;

– как ребенок ведет себя в  детском саду.

Сферы, в которые родители не вторгаются:

– личная корреспонденция;

– телефонные разговоры;

– детская комната.

· Еще один совет: создать отношения, полностью построенные на доверии (такие отношения зарождаются с самого начала общения родителей и детей, и, если родители  постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие, то ребенку незачем будет врать).

· Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет хронический характер, ребенок пострадает от последствий утраты доверия.

Формула доверия для родителей:

«В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».

Как надо вести себя родителям с маленьким лгунишкой

· Понять возможную причину лжи и проанализировать ее.

· Ответить на вопрос: малыш солгал безвинно или преднамеренно?

· А если преднамеренно, то почему?

· В чем виноваты Вы?

· У Вас завышенные требования к ребенку или он Вам лишь только подражает?

· Не спровоцировали сами Вы обман соблазнами или вопросами-ловушками?

· Кто пострадал от лжи: Вы, Ваш ребенок или посторонний?

· Не чувствует ли Ваш малыш себя отверженным в семье?

· Не сравниваете ли Вы его с другими детьми в семье, высказывая недовольство и вызывая ревность и соперничество?

· Не занижаете ли вы его самооценку?

· Не опекаете ли Вы излишне малыша?

· Не копирует ли он Вас, являясь неожиданным свидетелям того, как Вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустяком?

· Не вызываете ли Вы в нем враждебность своими наказаниями «за дело» или с целью «профилактики»?

Как только Вам покажется, что Вы нашли возможную причину лжи, старайтесь действовать и помогать ребенку.

Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее одобрите, чтоб он поверил в собственные силы: раз мог сознаться, что сказал неправду, значит – честный и больше не обманет никого.

· Если ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте  его это делать, а лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей.

· Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет: лучше, чтобы была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь.

· Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка.

Если ложь заслуживает наказания…

         Бенжамен Спок писал: «Я не отстаиваю необходимость физических наказаний, но, по-моему, отшлепать ребенка – это менее болезненно для него, чем длительное, суровое осуждение». Что касается лжи, то общепризнано: ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их.

· Избегайте применять физическое наказание.

· Отделяйте наказание за ложь (попытку скрыть поступок) от наказания за проступок, скрываемый ложью.

· Подчеркивайте, какое значение может иметь поступок ребенка для окружающих.

· Наказание должно быть соразмерно поступку.

· Если после многократных поучений и наказаний ребенок продолжает врать, в этом случае нужна консультация специалиста.

· Не наказывайте ребенка, если он сам сознался во лжи, дал оценку собственному поступку

 

16.12.2015  

Что подарить ребенку на Новый год и как к этому подойти?

Приближается Новый год и мы, в своей вечной суете привыкшие постоянно спешить вперед, начинаем ломать голову, что подарить ребенку? Это приводит нас в ступор и мы начинаем думать и приходим к выводу, что у ребенка все есть! Как же, наш малыш выпросил все, или мы его балуем? Ответ очевиден, большой выбор игрушек на прилавках магазина, такого в наше время не было, что и сами мы начинаем окунаться в мир игры и детства и часто приобретаем ту или иную игрушку. Или она стала ребенку молчаливым « партнером » , с которой он одиноко проводит время, так как родителям не когда уделить ребенку внимание и поиграть с ним. Рассказать и показать сюжет игры, участвуя в роли и развивая интерес к ней. Ребенок не заинтересован долгое время игрушкой, и она бесполезно пылится в углу, а мы спешим купить ребенку что-то новое, чтобы ребенок был занят.

 Как же не ошибиться с выбором подарка в волшебную ночь и правильно преподнести его, чтобы у ребенка надолго осталось приятное воспоминание и вера в Деда Мороза.

Мы и сами в предвкушении праздника окунаемся предпраздничное чудо! Подготовка к празднику, приобретение подарков родным и близким, новогодние украшения, елка, запах мандарин, все это «заставляет» наше сердце биться чаще и мы ждем чего-то нового, неизвестного, в надежде на исполнение желаний. Так почему же не организовать своему ребенку приятную обстановку и порадовать его? Ведь кроме нас никто не совершит волшебства, а как известно, вера в хорошее заставляет нас меняться в лучшую сторону.

Итак, приступим, с чего мы начнем? Наша цель подготовить ребенка к празднику настроив его к ожиданию подарка.

 Первый шаг: Украшение дома вместе со всей семьей. Выберите выходной день, когда семья будит в полном составе и обдумайте, как вы украсите свой дом.

Предварительно купив или докупив украшения для дома и елочных игрушек для елки.

Решите, где будит стоять елка, вырежьте с ребенком гирлянды, снежинки, самодельные игрушки на елку.

Ведь совместное занятие не только сближает людей, но и «раскрывает» ребенка, «обволакивая» его теплотой и защитой семьи, производя успокаивающее, релаксирующее действие.

 Второй шаг: Обдумывать вместе с ребенком меню праздничного стола, придумать главное, «коронное» блюдо вашей семьи. Чтобы оно нравилось всем и особенно вашему ребенку, пусть это блюдо будит вашей фишкой из года в год, как традиция « написанная » вашей рукой.

Ведь когда собирается вся семья за столом и не только трапезничает, но и рассказывает о своих повседневных делах, успехах и проблемах, мы узнаем, что происходит в нашем кругу, советуем как выйти из той или иной ситуации. Мы сближаемся и у нас есть время пообщаться, так как работа и постоянные дела не позволяют нам насладиться общением родных.

Пусть новогодняя ночь будит вашей семейной сказкой, наполненной заботой и приятным обществом близких.

 Третий шаг: Что подарить?

Не обязательно покупать дорогой подарок, чтобы обрадовать ребенка. Подарок должен быть желанным, подумайте, что вы обещали ребенку давно, а так и не купили.

Подарок не должен обговариваться вслух, например, ребенок просит у вас игрушку, а вы говорите ему, что вам его подарит Дедушка Мороз.

Зная интересы вашего ребенка, вы без проблем приобретете то, что его заинтересует.

Подарок учитывается не только по интересам, но и по возрасту, и полу ребенка, в каждом возрасте свои интересы и предпочтения.

Четвертый шаг: Красивая упаковка подарка играет большую роль. Упакуйте красиво и празднично ваш подарок, положив предварительно в красивую коробочку. Ведь разворачивание подарка и интерес, что там, заставляет ребенка насладиться приятным предвкушением радости.

 Пятый шаг: Куда и когда положить новогодний подарок?

Этот вопрос интересует многих заботливых родителей, чтобы ребенок не увидел и не засомневался, что подарок именно не простой, а волшебный, подаренный самим Дедом Морозом.

В новогоднюю ночь дети веселятся с нами и ждут с нетерпением подарков, вот уже 12 на часах, и ребенок смотрит под елку, как же положить этот подарок думаете вы.

Ваше чадо начинает суетиться и спрашивает вас, когда же появится долгожданное чудо?

Вариантов много на самом деле, например, объяснить ребенку, что Дедушка Мороз развозит всем деткам на Земле подарки и что хоть у него волшебные сани, и лошади быстрые, как ветер, но требуется время подождать своей очереди. А в подходящий момент положить под елочку подарки, или отвлечь ребенка праздничным салютом, предлагая полюбоваться игрой красок и новых впечатлений.

Вместе с ребенком ждать подарка и проявлять интерес к нему, похвалить Деда Мороза за подарок, и сказать волшебное слово СПАСИБО, которое непременно услышит Дедушка и внучка Снегурочка.

Эти, порой примитивные советы, играют большую роль в детских воспоминаниях. Какой-то теплотой окутывают наших детей, учат верить в чудеса, добро, что есть семейные традиции, пронесенные несколькими поколениями. Прививают им семейные ценности, дружность и сплоченность своей семьи.

Ведь на примере своей семьи складываются традиции, привычки и поступки, которые он внесет в свою будущую семью, и от этого будут складываться его семейные отношения.

Ценности семьи незакономерно влияют на успех и благополучие ребенка и как вы будете складывать свое отношение к ребенку, во многом повлияет на его полноценное развитие.

Ребенок должен испытывать радость от праздника, а не только видеть суету родителей и беспокойство со стороны взрослых.

08.05.2015  

Детско-родительский клуб «Калейдоскоп семьи»

 

В этом году на базе нашего дошкольного учреждения функционировал детско-родительский клуб «Калейдоскоп семьи» для воспитанников и родителей  средних и старших групп.

Основная  цель клуба «Калейдоскоп семьи» -  реализация социального партнерства как новой формы взаимодействия детского сада и семьи, обеспечивающее целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи:

    Знакомство родителей с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизации знаний о закономерностях в развитии ребенка.

    Оказание помощи в развитии умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка. Углубленное понимание собственного ребенка.

    Прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка.

Встречи клуба проводились по пяти направлениям

ФГОС ДО:

·        социально-коммуникативное развитие;

·        познавательное развитие;

·        речевое развитие;

·        художественно-эстетическое развитие;

·        физическое развитие.

С привлечением специалистов ДОУ.

 

                      План работы детско-родительского клуба «Калейдоскоп семьи

 на 2014 – 2015 учебный год.

№ п/п

Тема встречи

1

«Что означает рисунок ребёнка»

Мастер- класс «Рисуем играя»

2

«Играем вместе с детьми»

3

«Эмоциональный мир ребёнка»

4

Творческая мастерская –

«Веселый кактусик»

5

Игра  «Что? Где? Когда?»

Чаепитие

 

 

 

           

           

           

           

19.03.2015  

Так ли важно рисование в жизни ребенка?

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Попробуйте вместе с детьми:

Рисуем всей семьей

Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать, что кому хочется.

А теперь несколько необычных способов рисования, развивающих умение удивляться, интересоваться и фантазировать.

 

Рисование по точкам

Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

 

Коллективный рисунок

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.

 

Рисуем портреты

Участники разбиваются на пары. Один — натурщик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Изображение может состоять из цветочков, звездочек, снежинок, шаров, морковок и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь. «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов.

 

Кляксы

Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините историю.

 

Волшебный салют

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!

Совет. Не пугаться, если частички «салюта» попадут налицо и руки участников, одежду можно постирать.

 Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д....

 

Рисуем с помощью открыток

         Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему....

 

Монотопия

- это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге....

 

Желаю творческих успехов!!!

 

 

21.01.2015  

Мультфильмы и ребёнок.

    Ведущие психологи и психиатры утверждают, что психический и умственный потенциал ребенка формируется от рождения до трёх лет.  У малышей огромный резерв «пустой» памяти и только от вас будет зависеть, чем вы заполните этот резервуар.  От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Не маловажную роль в жизни детей играют мультфильмы. Они помогают ему расти, познавать мир, учат быть добрым и доброжелательным. Мультфильмы улучшают мышление малыша, раскрывают перед ним мир ярких оттенков и улыбок. Они обладают весомым значением и это обязан знать каждый родитель.

 Мультфильм - модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что они видят на экране. А всегда ли этот пример для подражания достойный – решать, конечно же, родителям. И, правда, зачем же нужны мультфильмы в жизни ребенка? За что же они их так любят? Психологи утверждают, что причин такой любви несколько.

 Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.                    

 Во-вторых, дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.

 В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.  Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов, и очень сильно действуют на подсознание малышей.

 К сожалению, в  современных мультфильмах можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики вашего ребёнка: переизбыток агрессии и насилия на экране, слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти (кровь, кладбища). Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни.  Полная безнаказанность, плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. Таким образом, у ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем. 

 Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей. Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя. Так что помните, что включив мультфильм малышу, вы тем самым, несете ответственность за то, чем пропитается его подсознание, какие образы поселятся в его головушке.

Конечно же, не все мультфильмы одинаковы. Многое зависит и от культуры и интеллекта семьи, в которой воспитывается и живет ребенок. Не стоит сразу же бежать выкидывать все кассеты и диски с западными мультфильмами, но всё-таки следует ограничивать их просмотр. Лучше всего самим просмотреть, прочитать отзывы в Интернете и решить можно ли это показывать вашему ребёнку. Мультфильмы – это информация. Будьте осторожны с тем, чем вы пичкаете ребенка: историями о вечном и добром или никому ненужными склоками и драками.

  Будьте внимательны, если:

1. главные героя мультфильма ведут себя агрессивно, нанося вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины или поджигают дома);

2. персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда и т.д.);

3. герои неуважительно относятся к людям, животным, растениям;

4. плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;

5.персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;

6. герои не симпатичны или откровенно уродливы.

Помните, что хороший мультфильм должен быть наградой крохе, а не каждодневным рутинным событием. Не отказывайте и себе в удовольствии, устраивайте хотя бы раз в неделю семейный просмотр. Вы получите массу положительных эмоций, а заодно лучше узнаете своего малыша. И возможно, у вас появится новое семейное хобби: коллекционирование хороших мультфильмов.

 Правила безопасности

 1. строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные мультики, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов;

2. обязательно обсуждайте с ребенком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить и объяснить;

3. при просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном;

4. не заменяйте живое общение мультиками. Часто мультики выполняют роль теленяни. Крохе важнее личное общение.

                                                                                                                Социальный педагог Вылегжанина Ольга Евгеньевна

09.10.2014

 

Фотоколлаж "Мы счастливы, потому что вместе!" Семья и семейные традиции

        Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция.

        В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями.

        Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха («С любимыми не расставайтесь!»). Наилучшая школа жизни — разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

        Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

        В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

        Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

        Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

        То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

         Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

         Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

         Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом персика, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве - это настоящий "золотой" подарок.

 

А еще семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;

  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";

  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

        Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

  •  повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.

        У некоторых семей нет своих семейных традиций и семейных праздников. Не следует ссылаться только на острый дефицит времени. Эта причина поверхностная, истина намного проще и печальней: вероятно, этим людям не о чем говорить между собой, им в тягость видеть часто родные лица. И это симптом тяжелого функционального нарушения в жизни дома. Такой дом совсем не прочен.

 

Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

        Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.

        Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.

        Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев.

        Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим и… очень вкусно пахнет!

        Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.

        Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета.

       Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

        День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!

        А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.

        Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.

        Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

        Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

 

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

 

Подготовила: социальный педагог Ю.С.Затяева

07.11.2013

 

Семейный досуг

Семейный досуг  — это времяпровождение, во время которого собирается вся семья, и они не просто сидят, а активно участвуют в каком-либо действе. Это действо должно служить тому, что бы вся семья сплотилась и стала дружной. Во время семейного досуга родители могут лучше узнать своих детей и, наконец, увидеть, что они повзрослели. А дети могут лучше узнать своих родителей и понять, что их родители не пережиток прошлого.Ещё со школьной скамьи нас учат, что семья – это ячейка общества, социальный институт. У каждого человека должна быть семья, пусть маленькая, пусть не родная, но она должна быть. Все наши первые открытия и достижения происходят в семье: родители помогают нам познакомиться с миром, учат нас ходить, общаться с людьми. Семья прививает нам определённые ценностные ориентиры и жизненную позицию. В каждой семье есть свои праздники, традиции, мечты, стремления. Одним из важнейших правил дружной семьи является проведение  совместного досуга. Ведь это то, что объединяет всех членов семейного круга, помогает почувствовать себя единой командой.Такое времяпрепровождение является одним из наиболее полезных, так как родители и дети могут лучше понять друг друга, раскрыться, разрешить семейные вопросы.

 Как организовать семейный досуг?

     Это могут быть различные активные игры, занятия, которые развивают мышление, воображение, а можно просто читать, рассказывать забавные истории.  Есть масса настольных игр: домино, Монополия, Скрабл, лото. Расшевелит и повеселит Твистер       

     Очень занятно пособирать всем вместе красочный пазл, особенно, если сделаны пазлы на заказ, и в итоге получится собрать фотографию членов семьи или домашнего любимца.  Главное – чтоб это было интересно всем, и чтоб никто из круга семьи не заскучал и не остался обделённым вниманием.      

      Здорово, если домашнее времяпровождение всегда разнообразное и всех устраивает. С семьёй можно полезно и приятно провести время  в городе. Особенно, когда есть ребёнок, которому интересно всё на свете. Итак, кино или театр. Как вам такой вариант? В театрах зачастую ставят завораживающие качественные сцены, которые не оставят равнодушными ни взрослого, ни ребёнка. Если ваш выбор пал на кинотеатр, сходите на смешную семейную комедию или на весёлый мультфильм. А чтоб ваша семейная компания не грустила от длительно просмотра, запасайте побольше попкорна.

 А какой ребёнок не мечтает побывать в цирке? Мечты малышей должны обязательно осуществляться. Ведь воспоминания о беззаботном детстве всегда самые яркие и приятные.  А еще есть парк аттракционов, много мороженого и вкусностей!

      Ещё один вариант проведения семейного досуга – это совместное занятие спортом.

      Сколько возможностей для вас открыто! Сыграйте в настольный теннис, покатайтесь на ледовом катке или на велосипедах по парку, поиграйте в футбол.

     Кроме этого, можно сходить на познавательные мероприятия, например, на выставку или в музей.      

     А после обеда можно освободить хозяйку кухни от готовки ужина и осуществить семейный поход в кафе. Чудесное времяпровождение в уютном месте с красивым интерьером и широким выбором вкусных блюд, положительно повлияет и укрепит отношения между членами семьи.

     Не забудьте фотоаппарат! Он запечатлеет самые яркие моменты, которые вы будете прокручивать в своей памяти, глядя на фото, и улыбаться.

     Но что если у вас появилось непреодолимое желание уехать подальше от дома, работы, суеты, проблем и провести драгоценное время с близкими. К тому же, чем старше становится ребёнок, тем больше родители жаждут показать ему мир. Прогулки в парке, лесу, у озера не только разнообразят семейный досуг, но и помогут обогатить организм кислородом и повысить иммунитет.

     Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что семья может скрасить любые будни, главное, чтоб было взаимопонимание, а в доме должна царить любовь, атмосфера уюта и доброты. Живите в мире и понимании со своими близкими, учитывайте интересы и мнения всех, когда планируете осуществить семейную поездку. Иногда из-за своих проблем, забот, работы мы не замечаем, что одному из членов семьи нужна помощь и крепкая поддержка. Относитесь к своим родным внимательней, возможно, терпимее, и тогда гармония и семейное счастье придут в ваш дом.

 

Подготовила социальный педагог:

Юлия Сергеевна Затяева

07.09.2013

Рекомендации родителям по гендерному воспитанию детей

    ·      Родители должны достигать полного взаимопонимания во всех, как важных, так и незначительных вопросах воспитания детей. Они должны быть искренними и систематически обсуждать между собой все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, к стимулированию их физического и духовного развития.

·      Единство мыслей и взглядов – один из важнейших приоритетов счастливой жизни.

·      Слова и дела родителей – пример для ребёнка.

·      Родители правильно поступают, если они (независимо от того, хотели они мальчика или девочку) высказывают своего недовольства полом ребёнка, так как за счёт этого обеспечивается гармоничное врастание ребёнка в его половую роль в качестве мужчины или женщины.

·      Родители – разбудите в ребёнке интерес получать соответствующую информацию, и не забудьте про свою систему ценностей, если она у вас есть. Дети нуждаются в руководстве и одобряют разумные ограничения.

·      Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.

·      Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить всё, что вы считаете нужным. Однако ребёнок не может оставаться внимательным так долго – ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

·      Следует избегать приукрашивающих действительность, расплывчатых и неточных выражений при ответе на вопросы.

·      Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами, – ребёнку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

·      Не бойтесь сказать ребёнку о сексе “слишком много”. Из его памяти почти наверняка выветрится всё, что он не понял.

·      Держите двери всегда открытыми, будьте готовы к разговору в любой момент и позволяйте ребёнку спрашивать, даже поощряйте его, если он опять возвращается к этой теме.

·      Постарайтесь запомнить, что, какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задавал ребёнок, никогда нельзя сердиться.

·      Родители, необходимо готовить детей к возникновению полового влечения и к установлению взаимоотношений с противоположным полом.

·      Необходимо на разных примерах познакомить детей с общими принципами размножения.

·      Необходимо дать знания детям, хотя бы об общих чертах устройства тела, о функциях органов и систем, об их расположении.

·      Если взрослым удаётся правильно решать собственные половые проблемы, то они тем самым создают хорошие предпосылки и для своих детей, облегчают им в будущем поиск счастья в жизни, создания гармоничной семейной жизни.

·      Примера родителей недостаточно для полного воспитания в детском возрасте. С помощью единообразных советов в соответствующей уровню развития ребёнка форме родители должны оказывать непосредственное воздействие на формирование ребёнка знаний, позиций, убеждений и характера поведения.

·      Родителям не следует скрывать от детей всё, что выражает отношения взаимного внимания, симпатии и любви между родителями.

·      Если ваш ребёнок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: “Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова” или “Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь”. Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребёнком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.

·      Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как “пипка” или “пиписька”.

·      Необходимо помочь сформировать у детей навыки нравственного поведения, несовместимого с односторонним извлечением выгоды из отношений человека с обществом людей разного пола.

·      Важно помочь и мальчику и девочке переживать и осознавать своё разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое участие в общем, деле, помощи друг другу как равноправным партнёрам.

·      Родители, необходимо привлекать ребёнка к реально ценным занятиям, соответствующим его склонностям и установкам маскулинности, фемининности. Достаточно включить сына или дочь в круг семейных обязанностей.

·      Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Полезно попытаться показать ребёнку высокое и духовное в человеке, то, как оно проявляется в поведении и поступках, как выражается в позе, жесте, мимике и т.д.

·      Гордитесь тем, что ребёнок информирован, а значит, защищён. И когда всё наше общество дорастёт до сексуальной зрелости, никто больше не будет смущаться, или расстраиваться по поводу естественного детского любопытства и желания поделиться с другими.

 

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения